Дача и Дом  

История туалетов и канализации


 
Яндекс цитирования
Нравится
 

Пошаговые инструкции по сборке и установке самодельного септика из еврокубов:

дача и дом
 
Септик - представляет собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одной или нескольких камер, через которые протекают канализационные сточные воды.
Знаете ли вы:
Что если в септике всего одна секция, осадок будет в ней выпадать неравномерно? В начале септика его выпадет больше, чем в конце. Поэтому септик делают минимум из двух секций. Чтобы сосредоточить основную массу осадка в первой секции и избежать повторного загрязнения воды продуктами распада осадка.

 

 
Андрей Дачник
Туалеты древнего мира

Человечество на протяжении всей своей интереснейшей истории  не могло обходиться без туалетов, ибо возвращать природе в переработанном виде то, что было у нее взято вполне естественно. Эстетическая сторона туалетного вопроса, безусловно, сильно зависела как от климатических и природных условий места проживания, так развития культуры каждого конкретного сообщества и от отдельных его представителей. Проблема утилизации отходов впервые возникла, когда человек перешел от кочевого охотничье-собирательного к оседлому образу земледельческому образу жизни,  и встала совсем острой при возникновении первых компактных поселений.

Древнейший человек каменного века (палеолита) скорее всего использовал в качестве туалета окружающий его ландшафт. В эпоху нового каменного века или неолита, длившуюся с 10000 до 2500 лет до нашей эры, человек уже научился пользовался выгребными  ямами. При раскопках в Изреельской долине в Нижней Галилее были обнаружены каменные выгребные ямы, построенные около 6500 г. до н.э.

Как не сложно в это поверить, но в эпоху позднего неолита отдельные человеческие сообщества уже пользовались туалетами со смывом водой, канализацией и септиками.  Так в обнаруженном в 1850 году хорошо сохранившемся поселении Скара-Брей на берегу залива  Скейл на западном побережье острова Мейнленд, Оркнейские острова, Шотландия, которое было заселено в период примерно 3180-2500 гг. до н. э. в каждом из каменных домов были обнаружены небольшие каменные комнатки с системой отвода вод в дренажную систему.

Илл. 1. Дом эпохи неолита в селении Скара-Брей. Фотография: Wknight94.

Дом эпохи неолита в селении Скара-Брей

Во времена бронзового века на северо-западе Индостана в долинах реки Инд и Сарасвати в 2600-1900 гг. до н.э. процветала индо-сарасватийская или Харрапская цивилизация – одна из трех древних высокоразвитых цивилизаций наряду с египетской и древнешумерской. Индо-сарасватийцы были хорошо знакомы с системами общественного водоснабжения и канализации, которые были обнаружены при раскопках в городах Лоталь и Мохенджо-Даро.

Например, в городе Лотале бронзового века все дома имели свои собственные частные туалеты с водяным смывом, соединенные с городской подземной канализационной сетью. Канализация была выполнена из кирпичной кладки и отводила сточные воды  в водоемы и в выгребные ямы. 

Илл. 2. Элементы канализации в общественной бане городе Хараппе (ныне Пакистан) периода 2200–1900 гг. до н.э. Фотография: Obed Suhail.

Элементы канализации в общественной бане городе Хараппе

 

В городах индо-сарасватийская цивилизации существовали и открытые общественные туалеты и общественные бани, подключенные к единой канализационной сети.

При этом, даже в период рассвета Месопотамской цивилизации, совпавшем с концом бронзового века и началом железного (1400-600 гг.  до н.э.) вавилонянам не были известны туалеты со смывом. Месопотамский туалет представлял собой каменное сидение в форме подковы над выгребной ямой глубиной 4,5 метра. Собирались выгребные ямы из перфорированных отверстиями 2-3 см керамических колец диаметром от 60 см до 1 метра  и высотой от 60 см до 1 метра. Сверху выгребная яма прикрывалась сводчатым керамическим куполом с отверстием. Многие выгребные ямы были соединены с керамическими дренажными трубами, отводящими жидкую фракцию отходов.  Первые туалетные выгребные ямы появились в Месопотамии еще в IV-III –м тысячелетии до н.э.
В шумерском городе Ур, существовавшем с IV тысячелетия до н.э.  до IV века до н.э.  около трети городских домов имели встроенные туалеты, причем часть домов имела по два туалета. Шумерские общественные здания имели еще большее количество туалетов.  В домах, не имевших постоянных туалетов, пользовались опорожняемыми контейнерами для отходов, которые опустошались, вероятно, вне пределов города.

Известняковые или деревянные «унитазы»  с прорезью в виде замочной скважины  были известны в туалетах египетских домов начиная с 1350 г. до н.э.  В этих туалетах отходы собирались либо в яму с песком, либо в специальный сосуд, а затем использовались на полях в качестве удобрения.

В древней Японии бронзового века (IV—III тыс. до н. э.) в качестве туалета использовали одну большую помойку, куда также выбрасывали остатки еды и трупы людей и животных.

Илл. 3. Сохранившаяся канализационная сеть в г. Кносс на Крите. Фотография: Corvax.

Сохранившаяся канализационная сеть в г. Кносс на Крите

В позднем бронзовом веке (2700—1400 гг. до н. э.) в минойской цивилизации острова Крита использовались подземные керамические трубы для водоснабжения и канализации. В столичном городе Кноссе дома и дворцы были оборудованы ваннами, бассейнами и туалетами с деревянными стульчаками и бачками воды для смыва, которые располагались в жилых помещениях. Канализация была сложена из каменных блоков размером 78 на 38 см. Для смыва в туалетах и прочистки канализации на древнем Крите использовали ливневые воды, направляемые в систему канализации.1 Альтернативным методом смыва было использование воды из сосудов.  В керамических канализационных системах Крита и Греции были впервые использованы системы водяных затворов - сифонов для предупреждения попадания неприятных запахов из канализации в помещения. Отдельные сохранившиеся канализационные сети работали на Крите еще в начале XX века – без всякого ремонта или обслуживания в течение тысячелетий. Также на Крите и на Родосе примерно с V века до н.э. использовали глиняные дефекационные емкости – копродохии с глиняными стульчаками анатомической формы.  Для детей в Греции изготавливали из керамики   особые глиняные стульчики-туалеты.

Для подтирания греки (так же как и римляне) использовали губку на палочке, которая окуналась в чистую проточную воду, либо, если ее не было - в соленую воду или воду с уксусом. Если губки не было, то для подтирания ануса использовали мелкие камушки - пессои или керамические черепки – остраки (остраконы), которые до того использовались в голосовании при изгнании угрожающих демократии граждан. Поэтому выражение «подвергнуть остракизму» в Греции имело двойной смысл – не только изгнать противника демократии, но и подтереться керамическим черепком с его именем.

В Ветохазаветные времена 1900 – 300 гг. до н.э. иудеи устраивали туалеты довольно простым способом:  в уединенном месте мотыгой рылась яма, над которой поверх которой на корточках прикрывшись со всех сторон одеяниями располагался облегчающийся. После завершения дела яма засыпалась обратно выбранной землей. Поскольку процесс считался осквернением, после приходилось проходить ритуал очищающего омовения. Процесс был регламентирован в Ветхом Завете (Второзаконие 23: 9-14): «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой  испражнение твое».

В Городе Давида (X-VI вв. до н.э.) была устроена сложная система  водных сооружений, и имелись туалеты, выполненные из камня. 

Илл. 4. Каменный туалет VIII века до н.э. в Иерусалиме, на восточном склоне Города Давида. Фотография: Ian W. Scott.

Каменный туалет VIII века до н.э. в Иерусалиме

После завоевания Иудейского царства вавилонянами в 587 году до н.э., евреи переняли веру в таинственного туалетного демона-скрытня Сулака, который бьет людей в туалетах, лишая их здоровья и жизни. В Вавилонский Талмуд даже вошел запрет о супружеском соитии после похода в туалет: «потому что демон Тайного с ним всё то время;  и если он сделает (соитие), то дети его будут страдать эпилепсией». В Талмуде туалетный демон предстает в виде козла (Шаббат 67а, Брахот 62а), в то время как в Месопотамии он был львом.

В Древнем Риме (753 – 27 гг. до н.э.) и в Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) был настоящий культ воды и наслаждения всеми ее дарами, в том числе римскими термами (см. книгу «Баня. Очерки этнографии и медицины») и туалетами с водяным смывом.  Римские имели водопровод и канализацию. Вода подавалась, как  в общественные места, к фонтанам, так и в отдельные дома по системам открытых акведуков и закрытых труб, в том числе и свинцовых.  По мере завоевания римлянами новых земель в Европе водопроводы, канализация, термы и туалеты стали появляться в городах Франции, Испании, Германии, Англии и, например, в Крыму (на мысе Ай-Тодор на территории римского лагеря Харакс также сохранились развалины римских терм).
Римские города и гарнизоны в Великобритании, построенные между 46 г. до н.э. и 400 г. н.э. имели сложные канализационные сети, построенные из выдолбленных стволов вязов, вставленных друг в друга.  

Илл. 5. Древнеримские общественные туалеты в портовом городе Остия. Фотография: Fubar Obfusco.

Древнеримские общественные туалеты в портовом городе Остия

Римские общественные туалеты использовали классическую греческую  U-образную компоновку. Внизу под рядами каменных стульчаков с прорезями в виде замочных скважин проходил желоб с проточной водой, которая смывала все нечистоты в канализацию. Подтирались римляне  в общественных туалетах губкой на палочке – терсориумом, которая омывалась в проточной воде канала, и использовалась повторно  посетителями.

Римляне так любили туалеты и канализацию, что даже почитали специальную Туалетную богиню – Клоацину (от лат. cloaca — подземный канал для стока нечистот). Клоацина была заимствована из этрусской мифологии и стала одним из туалетных богов - покровительницей канализации Рима. К ней обращались с молитвами, если канализация засорялась. Ранний римский правитель Тит Таций даже построил храм в честь Клоацины в своем туалете. Клоацина также являлась покровительницей половых актов супругов и позже стала ассоциироваться с Венерой. В честь Венеры-Клоакины в Римском форуме было устроено святилище.  Кроме Клоакины римляне почитали бога метеоризма Крепитуса, к котором обращались в случае поносов или запоров. Римские земледельцы поклонялись богу навоза Стеркутиусу, от которого зависело плодородие земли.

Андрей Дачник


© 2015 Андрей Дачник | www.Septic.Dacha-Dom.ru | Водопровод в доме на даче своими руками